01.06.2016     0
 

Проблемы экологии Южного Урала начинаются с поселка Роза


Этот шахтерский городок расположен прямо у границ Коркинского угольного разреза, крупнейшего угольного карьера в Азии и Европе. Правда, и проблемы местным жителям он создает под стать своим размерам.

7644

Главная из них – это постоянный смог: карьер чадит, как жерло действующего вулкана из-за постоянных спонтанных самовозгораний угля. И дым этот содержит такие канцерогены, как угарный газ и бензапирен.

Как пишет издание Аргументы.ру, все это оседает на стенах строений поселка, проникая и внутрь общественных и жилых зданий. Более того, при наличии попутного ветра этот ядовитый дым достигает окраин Челябинска, а иногда распространяется и в центральные районы мегаполиса.

Местные жители давно и безуспешно борются за улучшение экологии. Но различные акции и пикеты результата не приносят, каждым годом жизнь в Розе становится все более невыносимой.

Ирония судьбы заключается в том, что одним из совладельцев «Челябинской угольной компании», которая и занимается добычей бурого угля, является член Заксобрания области, курирующий вопросы экологии. Причем владеет своей частью предприятия Константин Струков через оффшорную фирму, зарегистрированную на Кипре.

Местные жители сетуют: «они имеют хорошие прибыли, а шахтерам деньги вовремя не выплачивают, отравляя их дома угарными газами. Наша жизнь постепенно превращается в ад». По словам старожилов, во времена СССР об экологии тоже особо не думали, но возгорании тушили оперативно. Сейчас этого нет и в помине.

В 2020 году в Челябинской области состоится саммит БРИКС, и в его преддверии губернатор Борис Дубровский, казалось бы, должен быть заинтересованным в решении экологических проблем региона. Но его интерес оказался чисто бумажным: по расчетам областного Минэкологии, на рекультивацию угольного разреза требуется порядка 2-25 миллиардов рублей, а местный бюджет таких денег не имеет, поскольку и без того на протяжении ряда последних лет является дефицитным.

Не намеревается решать проблемы с выбросами дыма и «Челябинская угольная компания», хотя проблем с финансами у исправно работающего предприятия быть не должно. Валерий Кальянов, гендиректор предприятия, утверждает, что план ликвидации Коркинского разреза был составлен и утвержден еще 20 лет назад, однако на сегодня выполнен на 6-8%.

Но даже если карьер перестанут разрабатывать, без должной консервации шахт появится новая проблема: заброшенные выработки неизбежно затопит, а отравленная вода окажется в Шершневском водохранилище, питающем Челябинск. В самом поселке скважинами не пользуются уже давно – опасно.

Безусловно, Струков надеется решить проблемы с помощью федеральных траншей, которые действительно будут выделяться в рамках подготовки к саммиту. Но наверняка имеется у него и запасной вариант: если субсидий из центра не будет (а такой вариант в свете нынешнего экономического положения вполне вероятен), можно просто обанкротить предприятие, благо основным кредитором ЧУК выступает ГК «Южуралзолото», которой также владеет Струков. В этом случае поселок умрет гораздо быстрее, поскольку в нем не будет вообще никакой работы.

Впрочем, загрязнение – далеко не единственная острая проблема для Розы. Когда карьер только начинал эксплуатироваться, шахтерский поселок располагался достаточно далеко от его границ, но со временем края разреза подступили к границам поселка. Искусственная тектоника стала причиной появления в домах трещин, грунт постепенно сползает к краям карьера.

В 2012 году Розу посетил Владимир Путин, потребовавший начать переселения жителей. На эти цели были выделены и деньги, но расселить удалось только небольшую часть людей (3930 человек), остальные вынуждены жить под страхом, что их дома в любой момент могут развалиться или вовсе оказаться на дне полуторакилометровой воронки.

Все жалобы жителей остаются без внимания, программа переселения, благополучно освоившая около 4 миллиардов рублей, была свернута.

Отчаявшись, жители поселка написали обращение губернатору с просьбой возобновить переселение обитателей аварийных домов, ведь на краю карьера оказались даже две школы и детсад, в которых в дневное время находится около 1000 ребят.

К сожалению, Борис Дубровский продолжает хранить молчание. Попытки воззвать к совести руководство «Челябинской угольной компании» тоже оказались тщетными. Гендиректор предприятия высказался в духе премьера Медведева: «все хорошо, мы знаем о проблемах, вы держитесь там».

Особое возмущение вызывает тот факт, что забота об улучшении экологии – прямая обязанность областного правительства, в частности, комитета по природопользованию и экологии, который и возглавляет Струков. Но пока власти бизнес не разделены, рассчитывать на какие-либо улучшения, очевидно, не приходится.


Об авторе: Анастасия Горелкина

Свежие записи